Теория мотивации Маслоу

В основе любой теории личности и, в частности, теории мотивации, обязательно лежит мировоззрение ее автора. Как неоднократно подчеркивал Маслоу, его теория мотивации прежде всего имеет в своей основе холистический, целостный подход к человеческой личности – в противоположность, например, теории черт характера. Рассматривая человека как единое целое, нельзя избежать столкновения со сложностью, неоднозначностью и многогранностью детерминант человеческого поведения.

Второй предпосылкой теории мотивации Маслоу является гуманистический подход. Фрейд в качестве мотивов человеческого поведения рассматривал принцип удовольствия, и, в качестве компромисса, принцип реальности. Фрейд считал, что человек руководим инстинктами – на бессознательном, разумеется, уровне, и эти инстинкты сводятся к  агрессии и сексуальности. То есть, человек по своей природе, с точки зрения Фрейда, существо агрессивное, похотливое и эгоистичное, и лишь существование в культуре способно сколько-нибудь ограничить его бессознательные импульсы, и, тем самым, хоть как-то регулировать отношения индивида и общества. Бихевиористы (Уотсон, Б.Ф. Скиннер) рассматривали поведение и мотивацию лишь с точки зрения научения и подкрепления. Точнее, они вообще не рассматривали мотивацию – поэтому замечание Маслоу о том, что они смешивали поведение и мотивы, не совсем справедливо. Дело в том, что они не считали мотивы предметом психологии вовсе.  Конечно же, Маслоу гораздо ближе к Фрейду, и, как мне кажется, «третья сила» — гуманистическая психология, выросла в первую очередь из психоанализа.

В противовес этим взглядам Маслоу выдвигает тезис о том, что человеческая природа, как минимум, не зла, и даже хороша в самой своей инстинктивной основе.

Подробное изложение своей теории личности Маслоу представил в книге «Мотивация и личность» (“Motivation and personality”), которая впервые была опубликована в 1954 году. Затем было еще два издания этой книги, причем она была существенно переработана.

Прежде всего, Маслоу обозначает те черты, которыми должна обладать хорошая теория мотивации.

Базовые потребности и пирамида Маслоу         

Важно отметить, что Маслоу разграничивал осознаваемые причины поведения и глубинные мотивы, которые, как он считал, чаще всего не осознаются. Одно и то же поведенческое проявление может иметь разные причины и разные мотивы; более того, почти всегда этих мотивов несколько. Человеческое поведение и стоящие за ним потребности, или причины, бесконечно разнообразны и строго индивидуальны; Маслоу же попытался выделить общие для всех людей глубинные мотивы, которые он назвал базовыми потребностями.

Систему базовых потребностей Маслоу представил в виде пирамиды.

рис.1 Пирамида Маслоу

Маслоу разделил базовые потребности на пять групп, каждая из которых заняла свое место в пирамиде. Основная идея состоит в том, что, пока не удовлетворены в достаточной степени потребности нижележащего уровня, переход на вышележащий уровень невозможен. Когда же потребности нижележащего уровня удовлетворены в достаточной степени, на первый план выходит потребность следующего уровня, причем удовлетворенная потребность перестает быть значимой. Из этого правила есть исключения, и мы рассмотрим их, когда обратимся к теории удовлетворения.

В  основании пирамиды лежат физиологические потребности.

Это самые мощные позывы: пока они не удовлетворены, никакая другая потребность не может проявиться. Физиологические потребности включают в себя сон, еду, секс, а также поддержание гомеостаза в организме. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.

Интересно отметить, что, как писал Маслоу, «любая физиологическая потребность и любой акт консумматорного поведения, связанный с ней, могут быть использованы для удовлетворения любой другой потребности. Так, человек может ощущать голод, но, на самом деле, это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности. И наоборот, не секрет, что стаканом воды и парой сигарет можно на некоторое время заглушить чувство голода».

Следующий уровень можно в общем и целом обозначить как потребность в безопасности.

К этой группе потребностей можно отнести также потребность в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях. «Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей».

Маслоу отмечает, что потребность данного уровня в активном состоянии легко можно наблюдать у детей в состоянии испуга, а также у невротиков. Все неизвестное, все неожиданное вызывает у них реакцию испуга, и этот страх обусловлен не физической, а психологической угрозой. Невротик воспринимает мир как опасный, угрожающий, враждебный. Маслоу, вслед за Хорни (2), связывает появление невротической патологии с уровнем базальной тревоги, и, соответственно, с недостаточной заботой и безопасностью в раннем детстве.

У здорового индивида, принадлежащего к развитой культуре, потребность в безопасности чаще всего удовлетворена. Она может проявлять себя «в мягких формах»  в виде консерватизма, стремления к постоянству, сопротивления переменам и т. п.

Следующий уровень — потребность в принадлежности и любви.

Дружба, семья, любовь, принадлежность к социальным группам входят в эту группу потребностей. Как только потребность в безопасности удовлетворена в достаточной степени, человек начинает ощущать желание любить и быть любимым, иметь общение с духовно близкими людьми, создать семью, принадлежать к какому-либо сообществу. Он болезненно переживает одиночество, отверженность, нехватку друзей или отсутствие любимого.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности.

«Мне думается, что стремительное развитие так называемых групп встреч и прочих групп личностного роста, а также клубов по интересам, в какой- то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества, ощущение изоляции, чувство, которое вызвано ростом мобильности американской нации, разрывом родственных связей, углублением пропасти между поколениями, стремительной урбанизацией, разрушением традиционного деревенского уклада жизни, утратой глубины понятия «дружба»».

Потребность в признании. 

Маслоу разделяет потребности этого уровня на два класса. К первому относится все, что связано с «достижением». «Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы». Ко второму классу относятся потребность в репутации или престиже, потребность в завоевании статуса, уважения, признания, славы. «Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства».

Маслоу отмечает, что потребности данного уровня исследовались в работах А. Адлера, но, как он считает, «только косвенно». Они исследовались не то чтобы косвенно, но совершенно из другой позиции, не ортогональной, но лежащей, скажем так, под углом к теории личности Маслоу. Мы вернемся к этому вопросу при обсуждении следствий из теории Маслоу и ее критики.

В связи с потребностями данного уровня, Маслоу подчеркивает важность адекватной самооценки. «Можно сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы».

Потребность в самоактуализации.

Термин «самоактуализация» был изобретен Куртом Гольдштейном. Маслоу понимал под самоактуализацией стремление индивида к полной реализации заложенных в нем потенциальных возможностей. Если человек занимается не тем, к чему он склонен, он будет чувствовать неудовлетворенность (при условии, что потребности нижележащих уровней удовлетворены в достаточной степени). «Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе». Маслоу связывает эту потребность также со стремлением к идентичности.

В сущности, можно говорить о жизни на уровне самоактуализации – на этом уровне проявляются не дефицитарные потребности, а метапотребности, такие как потребность в истине, красоте, гармонии.

«Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека не только богаче, она качественно отлична от мотивации среднестатистического человека. Мне кажется, что самоактуализация предполагает принципиально иную психологию мотивации, мне кажется, что, говоря о мотивации самоактуализирующейся личности, мы должны говорить не столько о потребностях дефициентных уровней, сколько о метамотивах или о мотивах роста. Разница между ними столь же фундаментальна, как разница между жизнью и подготовкой к жизни. Возможно, что традиционная концепция мотивации применима только по отношению к несамоактуализирующимся людям. Самоактуализирующегося человека, в отличие от обычного, уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается. Если побудительные мотивы обычного человека лежат вовне, в возможности удовлетворения потребности, то самоактуализирующийся человек, напротив, движим внутренними потенциями, изначально заложенными в его природе, требующими своего осуществления и развития. Можно сказать проще – самоактуализирующийся человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей». 

Случаи реверсии иерархической структуры Маслоу
  1. У некоторых людей потребность в самоутверждении проявляется как более насущная, чем потребность в любви. Маслоу объясняет это тем, что по представлению этих людей любви заслуживают сильные и властные люди, то есть, в данном случае потребность в самоутверждении бессознательно мотивирована поиском любви.
  2. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом проявляются даже вопреки неудовлетворенности потребностей более низкого уровня.
  3. Человек может оставаться на одном, достаточно низком уровне мотивации — потребности более высокого уровня могут не появляться.
  4. Психопат — по мнению Маслоу, человек, утративший потребность в любви вследствие недостатка любви в раннем детстве.
  5. Человек, который не встречал на пути удовлетворения своих желаний никаких преград, может считать потребности низших уровней чем-то несущественным и пренебрегать ими ради более высоких потребностей. Однако, оставаясь длительное время в положении, в котором «низкая» потребность не удовлетворяется, такой человек, согласно Маслоу, оценит ее значимость.
  6. Люди, жизнь которых посвящена реализации высших идеалов и ценностей, причем ради этих ценностей они готовы терпеть лишения и подвергать свою жизнь опасности. По предположению Маслоу, их поведение объясняется тем, что удовлетворение базовых потребностей в раннем детстве закладывает основы повышенной фрустрационной толерантности.

Очень важное замечание: поведение людей не всегда отражает их мотивы, кроме внутренних мотивов имеются другие детерминанты поведения.

Теория удовлетворения потребностей
  1. Первое утверждение этой теории, как уже упоминалось, то, что базовая потребность более высокого уровня может быть проявлена, если только потребности нижележащих уровней удовлетворены в достаточной степени. Что означает «в достаточной степени»? «Почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви — на 50%, потребность в самоуважении — на 40%, а потребность в самоактуализации — на 10%». Процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации.
  2. Неосознаваемый характер базовых потребностей. «Потребности, которые мы называем базовыми, большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному осознанию. Есть ряд специальных техник, предназначенных именно для того, чтобы помочь человеку осознать свои бессознательные потребности.»
  3. Удовлетворение потребности практически всецело зависит от факта наличия или доступности соответствующего объекта, который единственный может удовлетворить данную потребность. Здесь нет места произволу, случайности, о них можно рассуждать только в случае удовлетворения небазовых потребностей.
  4. Что происходит, если потребность не удовлетворяется? Если эта потребность не связана с базовыми потребностями, а является чем-то незначительным, внешним, то ничего особенного не происходит — отказ в удовлетворении такой потребности переносится легко. Если же не удовлетворяется базовая потребность, то может возникнуть психопатология.
  5. Что происходит, если базовая потребность удовлетворяется?

Маслоу считает, что, удовлетворив свою базовую потребность, человек лишается ее, и, таким образом, она не может более влиять на поведение человека, определять и организовывать его. «Я со всей ответственностью заявляю, что у нормального, здорового, благополучного человека нет сексуального и пищевого позывов, что он не испытывает потребности в безопасности, любви, престиже или самоуважении, за исключением тех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы».

Следствия из этого положения:

  • Изменение системы ценностей при удовлетворении актуальной базовой потребности. Если базовые потребности человека всегда удовлетворялись, причем без особого труда, такой человек может считать эти потребности малосущественными и презирать стремление других людей к ним. Можно считать такое отношение формой ценностной патологии и лучшим средством от нее является депривация.
  • Изменение направленности когнитивных способностей – процессов внимания, восприятия, научения, запоминания, забывания, мышления.
  • Удовлетворение любой потребности, если это не невротическая потребность и не псевдопотребность, влияет на структуру характера индивида, причем влияет в положительном направлении, делая его более сильным, более совершенным, более здоровым.
Принцип функциональной автономии

Концепция функциональной автономии был развита Олпортом и главная ее идея состоит в том, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал несогласие психоаналитиков и бихевиористов, уделяющих особое внимание периоду раннего детства и процессу обусловливания, как решающим факторам в функционировании зрелой личности.

Маслоу применяет это принцип особым образом в контексте своей теории удовлетворения: если человеку удается удовлетворить потребность более высокого уровня, то она обретает функциональную автономию: ее удовлетворение становится более важным, чем удовлетворение низших потребностей. Так, человек, знающий, что такое уважение и самоуважение, ценит его больше, чем сытый желудок. Таким способом удается объяснить те факты, которые без этого принципа пришлось толковать бы как инверсию структуры.

Олпорта и Маслоу объединяет то, что они рассматривали прежде всего мотивацию здоровой личности: оба считали, что она в корне отличается от мотивации личности невротической. Зрелая личность Олпорта и самоактуализирующаяся личность Маслоу во многом похожи. Принципиальное различие в их взглядах состоит в том, что Маслоу, вслед за Фрейдом,  признавал решающее влияние периода раннего детства на саму возможность появления самоактуализирующейся личности, а Олпорт этого не признавал – концепция функциональной автономии, как он ее представил, как раз и противостоит таким взглядам.

Теория инстинктов

Рассматривая теорию инстинктов и сопоставляя ее с теорией научения, Маслоу, конечно же, отдает предпочтение теории инстинктов как более глубокой и лучше согласующейся с научными данными и наблюдениями практикующих психотерапевтов. Мы помним, однако, что любые теории научения и не ставят себе задачей объяснить мотивы, внутренние причины человеческого поведения — они лишь обращают внимание на то, как работает научение, подкрепление, исследуя различные его формы. Бихевиористский подход можно рассматривать как более узкий – или менее глубокий.

«Теория инстинктов видит в человеке самодвижущуюся систему, она основывается на том, что человеческое поведение детерминировано не только внешними, средовыми факторами, но и собственной природой человека; она утверждает, что в человеческой природе заложена готовая система конечных целей и ценностей и что при наличии благоприятных средовых воздействий человек стремится избежать болезни, а следовательно желает именно того, в чем действительно нуждается (что хорошо для него). Теория инстинктов опирается на то, что все люди составляют единый биологический вид, и утверждает, что поведение человека обусловлено теми или иными мотивами и целями, присущими виду в целом; она обращает наше внимание на тот факт, что в экстремальных условиях, когда организм всецело предоставлен самому себе, своим внутренним резервам, он проявляет чудеса биологической эффективности и мудрости, и факты эти еще ждут своих исследователей».

В то же время Маслоу критикует существовавшие в то время теории инстинкта, обозначая свою собственную позицию.

Во-первых, все базовые потребности, и только они, имеют инстинктоидную природу, то есть наследственный компонент.

Обратимся к понятию инстинкта в интерпретации Маслоу:  инстинкт включает в себя моторный акт, биологически детерминированный импульс, экспрессивное поведение, функциональное (инструментальное) поведение, объект-цель и аффект (возможно). Инстинкт в чистом виде обнаруживается у низших млекопитающих (у крыс, например). Уже у высших обезьян только лишь материнский инстинкт присутствует  в чистом виде: у человека же нет ни одного инстинкта, он сохранил лишь сексуальный, пищевой, и, возможно, материнский позыв (очень слабый), а инструментальное поведение, выбор объекта-цели и селективность восприятия приобретаются человеком в процессе научения.

Таким образом, инстинктоидный характер базовых потребностей означает, что они слабо проявлены и легко могут быть подавлены культурой, особенно это касается высших потребностей.

Во-вторых, Маслоу критикует общепринятое представление о том, что инстинкты — зло. «По неким непонятным, загадочным для меня причинам, объяснить которые смогли бы, наверное, только историки, в западной цивилизации утвердилось представление о том, что животное начало – это дурное начало, что наши примитивные импульсы – это эгоистичные, корыстные, враждебные, дурные импульсы. Теологи называют это первородным грехом или голосом дьявола. Фрейдисты называют это импульсами Ид, философы, экономисты, педагоги придумывают свои названия. Дарвин был настолько убежден в дурной природе инстинктов, что основным фактором эволюции животного мира счел борьбу, соревнование, и совершенно не заметил проявлений сотрудничества, кооперации, которые, однако, легко сумел разглядеть Кропоткин».

Для Маслоу эти представления — «трагическая ошибка». Указывая на то, что все силы цивилизации и культуры брошены на сдерживание и уничтожение инстинктивного, природного начала в человеке, он утверждает, что им следовало бы оберегать и взращивать его. Согласно его теории, нет противоречия между удовлетворением потребностей индивида и общественной пользой — более того, например, потребность в самоактуализации, по его мнению, всегда выгодна обществу. «При нормальных, здоровых социальных условиях личный и общественный интерес ни в коем случае не противоречат один другому, напротив, они совпадают друг с другом, синергичны друг другу. Причина живучести этого ложного представления о дихотомичности личного и общественного заключается только в том, что предметом нашего изучения до сих пор были в основном больные люди и люди, живущие в плохих социальных условиях. Естественно, что у таких людей, у людей, живущих в таких условиях, мы неизбежно обнаруживаем противоречие между личными и общественными интересами, и беда наша в том, что мы трактуем его как естественное, как биологически запрограммированное».

Критика теории мотивации Маслоу и ее значение для психологии

Несомненно, теория мотивации Маслоу — одна из наиболее тщательно разработанных мотивационных концепций. Однако же ее многие ее положения являются спорными, и, по меньшей мере, вызывают вопросы.

Прежде всего хотелось бы отметить, что сами потребности описаны с помощью нечетких и расплывчатых понятий, что затрудняет какую бы то ни было верификацию теории (за исключением, разве что, физиологических потребностей). Например, что такое потребность в безопасности? Идет ли речь об угрозе жизни? Или об угрозе эго? Или о ситуациях риска? Это очень разные вещи, и вряд ли имеет смысл объединять их, и вот почему. Если речь идет об угрозе жизни, наверное, следует говорить об инстинкте самосохранения. И в этом случае «потребность в безопасности» выходит на первое место по отношению к физиологическим потребностям. Если вы видите тигра, вряд ли вас будет беспокоить чувство голода. Организм реагирует инстинктивно, все лишнее выключается. Выжить – это уже большое удовольствие. Однако же инстинкт самосохранения даже не упоминается в книге Маслоу, что само по себе удивительно.

Маслоу создал пирамиду базовых потребностей, одинаковую для всех представителей вида homo sapience. И динамика состоит в том, что человек продвигается от низших уровней к высшим.  Но такая схема оказывается слишком общей: если рассматривать реального человека, может быть более продуктивно говорить  как об индивидуальной иерархии потребностей, так и об индивидуальной их динамике, когда на первый план выходит то одна, то другая ведущая потребность.

Положение Маслоу о том, что человеческая природа в своей инстинктивной основе по крайней мере не зла, а может быть и хороша. Не вызывает сомнений, что у человека нет инстинктивной, немотивированной потребности причинять зло, по крайней мере в большинстве случаев. Бывают случаи врожденной жестокости, и это связано с определенной нейрофизиологической патологией (систем зеркальных нейронов), но это, безусловно, не норма. Но в той же самой инстинктивной основе лежит стремление к самоутверждению, к конкуренции, к власти. Однако в системе потребностей Маслоу отсутствует потребность во власти — ее бледной тенью является потребность в уважении и признании. Вспоминая то, что было сказано об индивидуальной иерархии потребностей, а также исторические и не только исторические примеры, можно с уверенностью сказать, что есть категория людей, у которых никогда не возникнет потребность в самоактуализации (как ее понимал Маслоу) и никогда не будет удовлетворена потребность во власти. Ибо власть еще надо удержать.

Говоря о самоактуализирующихся людях, Маслоу утверждал, что они «не стремятся к власти». Необходимо рассмотреть это положение подробнее. Во-первых, важны критерии, по которым Маслоу отбирал самоактуализирующихся людей. Критерии эти весьма специфичны, и совершенно ясно, что удовлетворять им могут не многие. Достаточно сказать, что из выборки в 3000 студентов Маслоу выбрал одного человека! При этом он приравнивает понятия «самоактуализирующийся человек» и «здоровый человек». Он рассматривает самоактуализацию  как базовую потребность, присущую всем людям, и как норму, и как показатель здоровья. То есть, здоровых людей ничтожно мало. По его мнению, в этом виновато «больное общество», которое препятствует удовлетворению базовых потребностей и культура, которая не позволяет проявиться инстинктивному здоровому началу в человеке. Учитывая эти данные, скорее можно склониться к выводу, что способность к самоактуализации, в том виде, в котором ее понимал Маслоу, не является врожденным свойством всех людей, а лишь некоторых. Либо нужно убрать из преставления о самоактуализации многие специфичные критерии, и рассматривать ее просто как проявление изначально заложенных в человеке потенций. Эти критерии неявно (или явно) содержат в себе моральные категории. Эти люди «дружелюбны», «не стремятся к власти», «способны к отождествлению со всем человеческим родом», не стремятся к материальным ценностям и т. д. То есть, конкурентный, устремленный к власти и могуществу, к обладанию материальными ценностями человек, по Маслоу, нездоров, и уж тем более подобные проявления не могут считаться стремлением к самоактуализации. Трудно согласиться с этим выводом. Тем более, что сам Маслоу пишет о доминировании у высших обезьян — или доминантные самцы нездоровы? Возникает впечатление, что вся эта сложная конструкция должна лишь обосновать «благую» природу человека (то есть выдать желаемое за действительное).

Если же принять простое определение  самоактуализации как заложенных в человек потенций (независимо от того, хороши они или плохи), то придется признать, что концепция А. Адлера ближе к истине, по крайней мере, она лучше описывает и общественные процессы, и индивидуальное стремление к власти и успеху, свойственные столь многим людям, которых трудно назвать больными.

Вообще, очень сомнительно положение о том, что потребность в самоактуализации инстинктоподобна и свойственна всем людям. Клиническая практика и просто жизненные наблюдения показывают, что многие люди, удовлетворив потребности первых четырех уровней, или даже трех, не стремятся двигаться дальше. Они готовы удовлетворять их снова и снова, и им в голову не придет добиваться успеха, власти, или тем более высших ценностей. Другие же, удовлетворив эти потребности, оказываются перед лицом бессмысленности существования. И тогда проявляется потребность в смысле, которая подробно описана в работах В. Франкла. Франкл считал именно потребность в смысле основным мотивом человеческой деятельности, также как Адлер считал таковым волю к власти. Он критиковал теории, ставящие в качестве конечной цели человеческого существования самоактуализацию, с точки зрения психологии смысла: смысл, полагал он, дан вовне, человек может обрести его, лишь выходя за собственные пределы. Самоактуализация сама по себе не дает цели: цель всегда находится во внешнем мире, и она должна быть выбрана, будь то хорошая или дурная цель. Основой смысла являются ценности: ценности же не инстинктоподобны, не имманентно присущи человеку, но должны быть найдены или сформированы. Ценности создаются культурой, традицией, и с этой точки зрения культура не только и не столько должна взращивать наши внутренний потенциал, сколько предоставить и сформировать приемлемую систему ценностей.

Так или иначе, теория мотивации не должна упускать из виду такие категории как власть и смысл.

Что касается высших потребностей, возможно, люди отличаются больше, чем думал Маслоу: вполне вероятно, что некоторым людям присуща потребность во власти, а другим потребность в смысле, и самоактуализация и в том и в другом случае предстает лишь как инструмент достижения цели. Другим же людям, возможно, вообще не присущи высшие потребности: и это не следствие культурного влияния, а врожденное свойство. Мы не знаем пока, насколько и как именно генетика детерминирует потребности человека: исследования на эту тему были бы чрезвычайно интересны. Пока же дискуссии о теориях мотивации ведутся в основном на философском поле.

Значение теории мотивации Маслоу для психологии огромно. Несмотря на неполноту описания, простая схема пирамиды Маслоу дает возможность изучить общее для всех представителей человеческого рода, чтобы, возможно, от него придти к особенному. Его положение о том, что инстинктивная природа человека не содержит в себе ничего дурного, и следует внимательно к ней прислушиваться, служит основой для теории и практики сопровождения (имеются в виду процессы образования и воспитания), вместо «формирования» и «научения». Для психотерапии теория Маслоу дала тезис о том, что прежде всего надо удовлетворить базовые потребности человека в безопасности и любви, и сделать это можно и нужно в процессе психотерапии. И, конечно же, теория мотивации Маслоу теснейшим образом связана с психологией здоровья и развития – его идея о том, что реализация высших потребностей, самоактулизация, способствует здоровью и даже является здоровьем, безусловно, вдохновляет и содержит в себе богатый потенциал для дальнейшего раскрытия.

Литература:
  1. А. Маслоу. Мотивация и личность. — CПб: Питер, 2001
  2. К. Хорни. Невротическая личность нашего времени. — СПб: Питер, 2002
  3. В. Франкл. Человек в поисках смысла. — Москва: Прогресс, 1990
  4. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. — СПб: Питер-Пресс, 1997

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *