Психологическое благополучие
Взаимосвязь психологического благополучия женщин с их личностными характеристиками
В статье обсуждается взаимосвязь психологического благополучия женщин с их личностными характеристиками, а именно с самоотношением и смысложизненными ориентациями. В ходе проведенного исследования были выявлены достоверные различия по уровню психологического благополучия у женщин в разных возрастных группах. Женщины возрастной группы 35 лет и старше имеют более высокий уровень психологического благополучия по интегральной шкале, а также по шкалам напряженности и чувствительности; самооценке здоровья. В данной возрастной группе при изучении самоотношения были получены достоверно более высокие показатели по самоуверенности, самопоследовательности и саморуководству, по сравнению с группой женщин младше 35 лет. Приводятся результаты сравнительного исследования взаимосвязи психологического благополучия с самоотношением и смысложизненными ориентациями у женщин в разных возрастных группах. В обеих возрастных группах были отмечены положительные взаимосвязи психологического благополучия с интегральным показателем позитивного самоотношения, самоуважением, самопониманием, целями жизни, процессом жизни, результатом жизни, локусом контроля – Я и общим показателем осмысленности жизни. В возрастной группе женщин младше 35 лет дополнительно были выделены положительные взаимосвязи психологического благополучия с аутосимпатией, самоуверенностью, самопринятием, самоинтересом, локусом контроля – жизнь.
Ключевые слова: психологическое благополучие, самоотношение, смысложизненные ориентации.
Введение
Поддержание психологического благополучия и стремление к позитивному функционированию являются важной движущей силой общества и отдельно взятого человека [7,13,14]. Вклад объективных событий в поддержание психологического благополучия является незначительным. Гораздо более значительное влияние на достижение благополучия оказывают личностные свойства человека. Главную роль в этом процессе играет активная личность, которая не только ставит цели, но стремится к их достижению. Ресурсы активной личности позволяют оценивать стрессовую ситуацию как ситуацию, с которой можно справиться. Для этого используются в основном адаптивные копинг-стратегии. Личностные ресурсы оказывают как непосредственное влияние на психологическое благополучие, так и опосредованное влияние через внешние условия и психологические состояния человека [4,5,9,15].
Сравнительный анализ данного феномена у мужчин и женщин показывает более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с мужчинами [4,11]. Однако гендерная роль женщин в современном обществе, гендерные стереотипы обусловливают наличие глубоких конфликтов, которые снижают уровень актуального психологического благополучия.
Можно предположить, что субъективными факторами для женщин, которые по-своему связаны с уровнем психологического благополучия, являются их представления о своей роли в профессиональной деятельности и в семье. В ряде исследований было показано, что значимость для них работы, семьи, собственного ребенка, мужа — являются субъективными факторами как у высоко, так и у низко психологически благополучных женщин. Остаются практически не исследованными возрастные различия в проявлении данных субъективных факторов, а также возрастные особенности их связи с уровнем и отдельными компонентами психологического благополучия. До сих пор не удается понять, что стоит за возрастными изменениями в особенностях психологического благополучия [1].
Актуальность проблемы
Практическая задача, связанная с повышением уровня психологического благополучия женщин, приобретает все большую актуальность в связи с ускорением темпа жизни в современном мире, ориентацией женщин на построение карьеры и увеличением стрессовых нагрузок. Кроме того, современная психологическая наука располагает средствами, способными не только повысить адаптацию к условиям жизни, но и помогать личностному росту, самораскрытию и в целом более счастливому и осмысленному существованию женщин в этом мире. Также интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии», в рамках которой ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках и факторах [13].
На сегодняшний день в зарубежной психологии существуют разные подходы к исследованию психологического благополучия (Bradburn, 1969; Diener, 1984, 1995; Ryff, 1989, 1995, 1996; Waterman, 1993; Ryan, Deci, 2000; La Guardia, 2000; Ryan & Kasser, 2004) [4,6,10,11]. В отечественной психологии феномен психологического благополучия также активно исследуется (Куликов Л.В., 2000; Воронина А.В., 2002; Шамионов Р.М., 2003; Фесенко П.П., 2005; Леонтьев Д.А., 2011; Бочарова Е.Е., 2012; Бессонова Ю.В., 2012; Водяха С.А., 2012; Батурин Н.А., 2013; Корниенко Д.С., 2014) [2,3.4,8]. В основном изучаются социокультурные, социально-экономические, социально-психологические, психологические факторы, обуславливающие психологическое благополучие. Исследования гендерных и возрастных различий в психологическом благополучии, как в зарубежной, так и отечественной психологии, сравнительно немногочисленны [1]. Результаты анализа публикаций, в которых изучался феномен психологического благополучия, позволяют констатировать, что на сегодняшний день данная тема является актуальной. Представленное исследование обусловлено тем, что в целом тема недостаточно разработана, в частности на примере женской выборки.
Задачи исследования
Эмпирическое исследование основывалось на предположении, что существуют достоверные различия по уровню психологического благополучия у женщин в разных возрастных группах, а именно у женщин в возрасте 35 лет и старше уровень психологического благополучия достоверно выше. Следовательно, можно выявить определенные личностные детерминанты психологического благополучия женщин в разных возрастных группах. Задачи исследования — поиск ответов на два вопроса: 1) существуют ли статистически значимые различия в уровне психологического благополучия у женщин в разных возрастных группах? 2) каковы личностные детерминанты психологического благополучия у женщин в разных возрастных группах?
Цель исследования
Цель исследования – изучить психологическое благополучие женщин в разных возрастных группах: до 35 лет и старше; выявить возможные личностные детерминанты психологического благополучия женщин.
Методы исследования
В выборку были включены результаты психологической диагностики 50 женщин с высшим или незаконченным высшим образованием. Совокупная выборка была поделена на две группы по 25 человек в каждой. Первую группу составили женщины первого среднего возраста от 22 до 35 лет; вторую группу составили женщины второго среднего возраста с 35 до 55 лет. Для диагностики психологического благополучия была использована «Шкала субъективного благополучия» A.Perrudet-Badoux c соавторами в русско-язычной версии М.В. Соколовой (2002). Изучение самоотношения производилось с помощью Теста-опросника самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева (1988), который позволяет изучить глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; а также уровень конкретных действий в отношении к своему «Я». Для изучения личностных смыслов, которые могут быть найдены либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни использовался тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева (2000). Полученные данные подвергались корреляционному анализу по Пирсону; сравнительный анализ данных выполнен по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.
Результаты
Результаты, полученные с помощью теста субъективного благополучия, сведены в таблицу 1, 2 и представлены на рисунке 1.
Таблица 1. Распределение по итоговому показателю субъективного благополучия в процентах от числа опрошенных
Итоговые показатели субъективного благополучия | Первая группа(%) | Вторая группа(%) |
Крайне низкие показатели (25-33 баллов) | 0 | 17 |
Отклонение в сторону благополучия (34-48 баллов) | 38 | 45 |
Средние показатели (49-77 баллов) | 52 | 38 |
Отклонение в сторону неблагополучия (78-92 балла) | 10 | 0 |
Крайне высокие показатели (93-100 баллов) | 0 | 0 |
Все респонденты (100%) второй группы оценивают положительно свое психологическое благополучие. 38% женщин старше 35 лет имеют средние показатели психологического благополучия, у 62% женщин показатели ниже среднего.
Рис 1. Распределение по итоговому показателю субъективного благополучия в процентах от числа опрошенных женщин
Средние значения и стандартные отклонения показателей субъективного благополучия в первой группе женщин до 35 лет т во второй группе после 35 лет представлены в таблице 2.
Таблица 2. Средние значения и стандартные отклонения показателей субъективного благополучия
Шкала | Среднее значение ± стандартное отклонение, группа 1 | Среднее значение ± стандартное отклонение, группа 2 | Среднее значение ± стандартное отклонение, все респонденты |
Интегральный показатель | 56,90 ± 14,68 | 47,72 ± 12,77 | 51,58 ± 14,22 |
Напряженность и чувствительность | 11,43 ± 3,56 | 9,21 ± 3,42 | 10,14 ± 3,62 |
Психоэмоциональная симптоматика | 12,19 ± 3,92 | 10,42 ± 4,07 | 11,16 ± 4,07 |
Изменение настроения | 5,62 ± 2,33 | 5,38 ± 2,09 | 5,48 ± 2,17 |
Значимость окружения | 7,86 ± 3,10 | 6,48 ± 2,51 | 7,06 ± 2,83 |
Самооценка здоровья | 8,62 ± 2,97 | 6,66 ± 2,04 | 7,48 ± 2,64 |
Удовлетворенность деятельностью | 11,1 9± 3,71 | 9,59 ± 3,28 | 10,26 ± 3,52 |
Расчет достоверности различий (t-критерий Стьюдента) позволяет утверждать, что существуют значимые различия между первой и второй группами по интегральному показателю психологического благополучия (t = 2.36; sig. = 0.023). Таким образом, уровень психологического благополучия достоверно выше у женщин второй группы после 35 лет. Также у женщин второй группы показатели по шкале напряженности и чувствительности (t = 2.23; sig. = 0.027), и по шкале самооценка здоровья (t = 2.77; sig = 0. 008) имеют достоверные различия, по сравнению с показателями у женщин первой группы до 35 лет.
Изучение интегрального показателя позитивного самоотношения у женщин в разных возрастных группах не выявило достоверных различий. Расчет достоверности различий (t-критерий Стьюдента) показал наличие различий между группами по показателям «самоуверенность» (t = 2.25; sig. = 0.029) и «самопоследовательность и саморуководство» (t = 2.30; sig. = 0.025). Женщины второй группы после 35 лет в большей степени уверены в своих силах, способностях, более энергичны и самостоятельны.
Средние значения показателя осмысленности жизни, а также показателей по отдельным шкалам методики смысложизненных ориентаций: цели жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь были выше во второй группе женщин после 35 лет. Однако расчет достоверности различий (t-критерий Стьюдента) показал, что значимые различия между группами отсутствуют.
Анализ корреляционных связей в обеих группах свидетельствует наличие положительных взаимосвязей психологического благополучия с интегральным показателем позитивного самоотношения, самоуважением, самопониманием, целями жизни, процессом жизни, результатом жизни, локусом контроля – Я и общим показателем осмысленности жизни. В целом в возрастной группе женщин до 35 лет было выделено в два раза больше взаимосвязей психологического благополучия с показателями самоотношения и смысложизненных ориентаций, что может свидетельствовать о влиянии большего числа личностных характеристик на психологическое благополучие женщин в более молодом возрасте.
Заключение
Полученные результаты говорят о том, что: а) существуют статистически значимые различия в уровне психологического благополучия у женщин в разных возрастных группах; уровень психологического благополучия достоверно выше в группе женщин после 35 лет и старше; б) показатели самоотношения: самоуверенность, самопоследовательность и саморуководство достоверно выше во второй группе женщин после 35 лет и старше; в) имеются положительные взаимосвязи психологического благополучия с интегральным показателем позитивного самоотношения, самоуважением, самопониманием, целями жизни, процессом жизни, результатом жизни, локусом контроля – Я и общим показателем осмысленности жизни.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны для разработки индивидуальных программ психологического консультирования женщин с учетом возрастных особенностей с целью повышения их благополучения.
Список литературы
[1] Бучацкая, М.В. (2006) Психологическое благополучие работающих женщин. Дис… канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 250с.
[2] Леонтьев, Д.А. (2011) Подход через позитивные черты личности: от психологического благополучия к добродетелям и силам характера // Личностный потенциал: структура и диагностика / под редакцией Д.А. Леонтьева М.: Смысл, С. 76-92
[3] Шамионов, Р.М. (2008) Субъективное благополучие личности: психологическая
картина и факторы: монография. Саратов: Научная книга, 296 с.
[4] Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. (2005) Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования)// Журнал психологическая диагностика. №3. ПсихологическийинститутРАО. Г. Обнинск. С. 95-129.
[5] Bakker, A.B., Hakanen, J.J., Demerouti, E., Xanthopoulou, D. (2007) Job resources boost work engagement, particularly when job demands are high // Journal of Educational Psychology. Vol. 99, № 2. P. 274-284.
[6] Diener, E., Ryan, K. (2009) Subjective well-being: a general overview // South African Journal of Psychology. Vol. 39. P. 391-406.
[7] Dudchenko, Z.F., Kovalenko, E.M., Zapolsky, I.N. (2018) Social Characteristics and personality of juvenile delinquents// Research Paradigms Transformation in Social Sciences (EpSBS), Том L, P..315-320.
[8] Gordeeva, T.O., Osin, E.N. (2011) Optimistic Attributional Style as a predictor of Well-Being and performance in different academic settings // The Human Pursuit of Wellbeing. P. 159-174.
[9] Mastenbroek, N.J.J.M., Jaarsma, A.D.C., Scherpbier, A.J.J.A., van Beukelen, P., Demerouti, E. (2014) The role of personal resources in explaining wellbeing and objective performance: a study among young veterinary professionals // European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol. 23, № 2. P. 190-202.
[10] La Guardia J.G. et al. (2000) Within-person variation in security of attachment: A self-determination theory perspective on attachment, need fulfillment, and wellbeing // Journal of Personality and Social Psychol. № 79. P. 367-384.
[11] Ryan, R. M., Deci, E. L. (2001) To be happy or to be self-fulfilled: A review of researсh on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review of Psychology. Vol. 52. P.141-166.
[12] Ryff, C. D., Singer, В., (2000) A positive health agenda for the new millennium. Personality & Social Psychology Review, Vol. 4, p. 6-14.
[13] Seligman, M. (2002) Positive psychology, positive prevention, and positive therapy // Handbook of positive psychology / ed. by C.R. Snyder, S. Lopez. Vol. 2. P. 3-12.
[14] Semyanishcheva, P.A., Dudchenko, Z.F. (2017) Coping with stress of the military men in a period of organizational change// International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH- 2017)_Atlantis Press._Volume 124. P.1131-1134.
[15] Wise, D., Stake, J. E. (2002) The moderating roles of personal and social resources on the relationship between dual expectations (for instrumentality and expressiveness) and weil-Being // The Journal of Social Psychology. Vol. 142, № 1. P. 109-119. 369.
а) Zoya FadeevnaDudchenko (a)*
(a) St. Petersburg State University, Makarova St., 6, St. Petersburg,
199034, Russia, St. Petersburg,
zoyadudchenko@yandex.ru, +7 951-658-91-19
*Corresponding author
(b) Natalia OrestovnaDubnova
(b) Best Guides group, KanalGriboedova embankment,
191186, Russia, St. Petersburg